При покупке принтера очень важно учитывать не только качество и скорость печати, но так же и стоимость расходных материалов. Сейчас существует два основных вида принтеров: лазерные и струйные. Лазерные принтеры отличаются более высокой ценой ( на модели с цветной печатью), Но более выгодны по стоимости расходных материалов. Струйные принтеры обеспечиваю более высокое качество цветной печати ( печать фотографий с студийным качеством) при относительно невысокой цене за сам принтер, но более дорогие по расходным материалам. Петр Милеев Наш журнал, как и многие другие издания, часто и подробно рассказывает о тонкостях цифровой фотосъемки. Куда реже удается прочесть о том, где и каким образом можно "материализовать" фотофайлы. Путей достижения цели всего два. Обратиться в цифровой минилаб, которых в крупных городах уже довольно много, или запустить процесс на домашнем принтере. У каждого способа свои преимущества и недостатки. Попробуем в них разобраться.

ОЦИФРОВАВ с помощью сканера бумажный домашний фотоархив (RD, август-сентябрь 2002 г.), вы стали обладателями практически вечной копилки воспоминаний. Возможно, многие читатели уже пополняют ее фотографиями, сделанными цифровой фотокамерой. Как легко и приятно "листать" страницы цифрового архива... Сочные и яркие фото занимают практически весь экран монитора. Но вот незадача — так и хочется прикоснуться к любимому образу рукой, но специальному покрытию современных дисплеев это строго противопоказано. Да и друзья почему-то просят им подарить именно бумажную копию. Трудно назвать причину такой приверженности к материальному носителю. Возможно, дело в стереотипе мышления, сложившемся за десятилетия. Изображения на экране кажутся электронными, неживыми. А может, заложенный в нас генетический код заставляет все пощупать рукой, чтобы убедиться в реальности увиденного? Недаром в картинных галереях и на фотовыставках уже не первое столетие висят таблички "руками не трогать". А так хочется, черт подери!

МИНИЛАБ НАИБОЛЕЕ простой и безболезненный путь — отнести фотофайл в цифровую минилабораторию (минилаб). Там вы сможете заказать печать цифрового фото на обычной фотобумаге. Точечная структура изображения не будет видна даже вооруженным лупой глазом. Во многих минилабах вам смогут распечатать снимки размером от 10х15 до 30х45 см. Стоимость отпечатка формата 10х 15 см составляет 8—12 руб. Конечно, это дороже, чем печать с пленки, но на первых порах владельцу минилаба надо окупить затраты на оборудование. К тому же, пока этот сервис в России все еще нов. Но есть уверенность, что в недалеком будущем цифровая печать сравняется по стоимости с пленочной и станет такой же обыденной. Только носителями информации будут уже не пленки, а лазерные CD-R, CD-RW или DVD, ZIP или магнитооптические диски... В компьютерах продвинутых фотолюбителей, скорее всего, уже есть записывающие лазерные приводы, ведь для хранения цифрового архива не хватит емкости даже очень большого жесткого диска. Принести же в лабораторию электронные снимки, предварительно скачав их из компьютера, можно на флэш-картах, для чего удобно использовать ту же фотокамеру. А вот дискета как носитель малопригодна, на нее часто не помещается и одно изображение высокого разрешения (даже в формате JPEG). Конечно, пока цифровые минилабы есть только в крупных городах и районных центрах. Но скорость их распространения можно оценить как "не по дням, а по часам". А вот до популярного на Западе сервиса печати цифровых фото, присылаемых в фотолабораторию по электронной почте, в России, похоже, дело дойдет еще не скоро — по причине одиозно низкого качества коммуникационных линий.
КАК ПЕЧАТАЕТ МИНИЛАБ?

В ЦИФРОВЫХ минилабах фотографии печатаются светом на обычной фотобумаге, которая затем проходит полный цикл мокрой химической обработки. Но, в отличие от пленочной печати, изображение не проецируется на бумагу с негатива, а переносится контактным способом со специального монитора (на электронно-лучевой трубке или жидкокристаллической панели). За правильностью цветопередачи следит процессор минилаба с помощью специальных программ и калибровочных средств. В отличие от печати на струйных принтерах, где цвет на бумаге образуется растровым способом, каждый пиксел отпечатка в минилабе последовательно облучается дозированными порциями света трех опорных цветов. Таким образом, каждый пиксел имеет свой цвет и дополнительного растрирования для передачи полутонов не требуется. Отсюда высокое качество отпечатков и хорошее разрешение. Характерные его значения для цифровых минилабов: 300—400 пикселов на дюйм.

ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ

УДАЛЕННОМУ от столичных благ пользователю остается одно — печать на домашнем фотопринтере. Но даже в крупных городах многие предпочитают брать "позитивный процесс" в свои руки, не только чтобы сберечь нервы (сервис есть сервис), но и не желая упускать удовольствие от творческой работы. Цветные лазерные, твердочернильные и сублимационные принтеры стоят дорого, да и расходные материалы для них недешевы. Остается самая "демократичная" технология печати — струйная. Сегодня ее качество достигло таких высот, что отличить отпечаток с принтера от обычной фотокарточки можно только с помощью лупы. Что надо знать пользователю о струйной фотопечати? Как минимум то, что за доступностью струйных принтеров скрывается тонкий расчет. Из-за жесткой конкуренции производители продают принтеры едва ли не ниже себестоимости. А прибыль получают от продажи фирменных расходных материалов — бумаги со специальным покрытием и чернильных картриджей. Автор не раз слышал от знакомых продавцов фразу: "Если бы я был уверен, что картриджи покупатель будет брать только у меня, то раздавал бы принтеры бесплатно". Лист фирменной бумаги формата А4 стоит от 10 центов до целого доллара. В пересчете на формат А6 стоимость бумаги для одной фотографии составляет от 0,8 до 8 руб. Можно использовать качественную бумагу от стороннего про изводителя — фирм Lomond, Folex, EMTEC (BASF), "Славич" и др., тогда реально будет уложиться в 0,5—2,5 руб. за отпечаток формата 10х15 см. А вот красители стоят значительно дороже. Первый комплект картриджей стоимостью $40—50 вы израсходуете, напечатав всего 20— 30 фото формата А4. В пересчете на формат А6 стоимость чернил составит 10—25 руб. для каждого снимка. В итоге вместе с бумагой получится вдвое-втрое дороже, чем печать в минилабе. Но такова цена независимости.

О КАРТРИДЖАХ И КРАСКАХ

КАРТРИДЖИ бывают раздельными и комбинированными. Наиболее ходовой вариант — два картриджа в одном принтере: комбинированный цветной и черный. Если в цветном закончились чернила какого-то одного цвета, его приходится менять целиком. Более экономичны раздельные картриджи. Они, как правило, имеют больший объем и заменяются по одному по мере опустошения. Но принтеры с такими картриджами стоят несколько дороже. Красители, наполняющие фирменные картриджи, обладают чистым и интенсивным цветом. Они обеспечивают на принтерных отпечатках цветовой охват, превышающий палитру полиграфического оттиска. Фото получаются живые, сочные и яркие. Правда, время печати изображения формата А4 иногда может превышать 10—15 мин. Можно ли устанавливать в фотопринтеры дешевые картриджи "безымянных" производителей? Для фотопечати ответ однозначен: нет. Потому что правильной цветопередачи в этом случае никто не может гарантировать. А в ряде случаев вы можете потерять и гарантию на принтер. Но даже фирменные чернила бывают разными в плане светостойкости. Обычные (на основе анилиновых красителей) выцветают за 1—2 года. Более стойкие (на основе минеральных красителей) при правильном хранении продержатся 10—15 лет. Специальные чернила, капельки которых заключаются в оболочку из смолы, например, Color Fast от Epson, в сочетании с архивной (недешевой!) бумагой могут выдержать и столетнее хранение. Итак, какой принтер покупать для домашней печати цифровых фотографий? Фотопринтеры (и расходные материалы кним) выпускают все известные производители: Canon, Epson, Hewlett-Packard, Lexmark. Лучше, если чернила будут пигментными. Еще лучше, если в принтере раздельные картриджи. И совсем хорошо, если принтер допускает печать с руХорошо проведенный отпуск - это не только масса приятных впечатлений и килоджоули поглощенного ультрафиолета. Из дальних поездок люди нередко привозят сотни цифровых фотографий. Но если демонстрировать свой загар окружающим можно сразу и без опасений, то коллекцию снимков, перед тем как показать ее друзьям и знакомым, лучше подвергнуть цензуре и редактированию. Далеко не всякий кадр, снятый в отпуске, удачен. Некоторые фотографии дублируются, а какие-то просто не получились. Поэтому, чтобы сэкономить время и силы при демонстрации, а также деньги при печати, свой фотоархив имеет смысл "проредить" и отредактировать. Спешим вас обрадовать: "редактирование изображения" - это не обязательно сложные манипуляции в популярном, но громоздком Photoshop'е. Для фотоцензуры и деликатного ретуширования вполне можно обойтись более понятными, простыми и, к тому же, бесплатными программами. В частности, сегодня мы рассмотрим удобное русифицированное приложение IrfanView (www.irfanview.com).

О ПОЛЬЗЕ КУПЮР Безусловно, цифровые снимки проходят первичный отбор непосредственно во время фотосессии - откровенный брак виден сразу. Однако детальную сортировку можно провести только на большом экране. Для этого перенесите файлы из камеры на жесткий диск компьютера и при помощи IrfanView просмотрите все фотографии (основная специализация этой программы именно просмотр графики). Если вам встретятся снимки-близнецы (а они бывают почти всегда), лишь немного различающиеся, к примеру, ракурсом или четкостью, оставьте лучший экземпляр. Десяток копий одной и той же пальмы, сфотографированной с разных точек, совсем ни к чему в вашем альбоме. После безжалостного истребления дублей переходите к кадрированию - обрезанию лишних элементов. Например, вы снялись на фоне достопримечательности, но в кадре оказалась голова случайного прохожего. Зачем она вам? Такой "сюжетный мусор" по возможности нужно удалять, отрезая испорченный край фотографии. Также кадрирование может быть полезным, если вы хотите "приблизить" главный сюжетный элемент фотографии. Для этого достаточно просто вырезать центральную часть кадра. Наибольший простор для маневров при кадрировании открывается в том случае, если вы снимали с максимальным разрешением, запас которого позволит даже обрезанную фотографию распечатать без потери качества. Напомним, что минимальное разрешение для фотографий размером 10х15 см - 1024х768 точек, а для 20х30 см - не менее 2048х1536. А теперь непосредственно о процессе кадрирования. Откройте в IrfanView фотографию (Файл - Открыть), а затем, нажав и удерживая левую кнопку мыши, обведите рамкой ту часть изображения, которую вы собираетесь сохранить. После выделения в заголовке окна программы появится надпись: Selection: X, Y; W x H; Z, где W и H означают ширину и высоту выделенной области в пикселях, или, другими словами, разрешение фотографии, которое останется после кадрирования. Вырезание нужной вам части фотографии выполняется в меню "Правка - Обрезать выделенную область". В соседнем пункте "Изображение" также можно выполнить ряд полезных действий: изменить размер снимка, выбрать требуемую ориентацию кадра (портрет/пейзаж), либо повернуть его, например для выравнивания линии горизонта. При изменении размера фотографии не забывайте, что чем больше вы растянете фото, тем хуже будет качество фотографии при печати.

АХ, ЭТИ КРАСНЫЕ ГЛАЗА... Итак, сортировка и кадрирование позади. Что еще можно улучшить или исправить? Конечно, следует избавиться от "эффекта красных глаз" - результата портретной съемки со вспышкой. Благодаря IrfanView эта задача выполняется в считанные секунды: обведите мышкой область вокруг глаз и в меню "Изображение" выберите пункт "Уменьшить эффект красных глаз". Тут же можно повысить резкость фотографии ("Изображение - Повысить резкость"). Эта операция необходима, если при съемке у вас дрогнула рука или неверно был установлен фокус. Однако не стоит возлагать на эту функцию слишком большие надежды - она годится только для снимков с незначительной потерей резкости. "Реанимировать" с ее помощью сильно смазанный кадр не удастся. Зато без особых проблем можно подкорректировать цветовой баланс. Изумрудно-зеленая трава почему-то получилась неестественно желтой, вид пляжа напоминает марсианский пейзаж, а манекен на фотографии выглядит живее соседствующих с ним в кадре людей? Все дело в неправильной установке баланса белого. Этим часто грешит съемка в автоматическом режиме. Решается вопрос элементарно. Откройте "проблемную" фотографию и в меню "Изображение" выберите пункт "Цветовая коррекция". В открывшемся окошке нас интересует раздел "Цветовой баланс" с тремя регуляторами интенсивности для каждой цветовой составляющей - красной, зеленой и синей. Ваши дальнейшие действия зависят от того, как именно нарушен баланс в исходной фотографии. Голубое полуденное небо имеет розовый оттенок? Попробуйте убавить красный цвет. Много желтого? Уберите зеленый и немного красный. Поэкспериментировав какое-то время, вы сами поймете, что именно нужно добавить или убрать для достижения наилучшего результата - все изменения будут отображаться в окне редактирования на верхней правой миниатюре.

МЕЖДУ СВЕТОМ И ТЕНЬЮ

Пожалуй, главная проблема при съемке - это уровень экспозиции. Неверное сочетание выдержки и диафрагмы приводит к тому, что кадры получаются либо пересвеченными (переэкспозиция), либо слишком темными (недостаточная экспозиция). Действительно существенные промахи экспозиции отредактировать невозможно. К примеру, на сильно пересвеченных кадрах большое число светлых полутонов будет отображено в виде чисто белых пикселей. В этом случае, разумеется, никакое программное затемнение не поможет белым точкам приобрести первоначальный тон. С недоэкспонированными снимками ситуация диаметрально противоположная - потерянными оказываются темные градации оттенков. К счастью, фатальные ошибки в экспозиции кадра встречаются нечасто, да и заметить их несложно даже на жидкокристаллическом экране-видоискателе. А небольшие затруднения при установке экспозиции поможет решить все то же ПО. Компенсировать ошибки экспозиции можно в уже знакомом нам меню "Изображение - Цветовая коррекция". Но теперь нам понадобятся регуляторы яркости, контраста, цветовой насыщенности и гамма-коррекции. Прежде всего попробуйте изменить значение гаммы: понизьте ее на пересвеченных снимках и повысьте на затемненных. Неправильно экспонированные кадры получаются либо слишком бледными, либо, наоборот, чересчур насыщенными, поэтому при необходимости поэкспериментируйте с соответствующим регулятором. Также может потребоваться редактирование яркости и контраста снимка, но тут все просто и в пояснениях не нуждается. После того как все кадры приведены в состояние, близкое к идеалу, можно смело воспользоваться уже описанными настройками или дополнительными эффектами ("Изображение - Эффекты"), чтобы добиться большей выразительности фотографии. Надеемся, вы поняли, что в самостоятельной обработке отснятого на "цифру" материала нет ничего сложного. Но вполне возможно, что эта методика вас не устраивает: например, нет домашнего компьютера, свободного времени и т. д. Можно прибегнуть к альтернативным вариантам. Самый надежный способ - поручить всю вышеописанную работу профессионалам в фотостудии. Но тогда потребуются дополнительные финансовые вложения. Если проблема упирается только в отсутствие компьютера, стоит задуматься о приобретении камеры, которая имеет встроенные функции редактирования изображений. Однако оценить свою работу на крохотном экране камеры будет весьма непросто, поэтому важно, чтобы выбранная вами модель имела интерфейс для вывода изображений на экран телевизора. Еще один способ усовершенствовать фотоархив - воспользоваться услугами автоматических фотокиосков, например Kodak или Mitsubishi, которые имеют весь ассортимент перечисленных средств для редактирования фотографий и вдобавок позволяют тут же распечатать их на бумаге. В конечном счете не так важен способ, как результат. Главное - не опускать руки и помнить, что фотография в памяти вашей камеры - всего лишь заготовка. И только от вас зависит - превратится она в "жемчужину" домашнего фотоальбома или так и останется малопримечательной JPEG-болванкой. лона — можно значительно сэкономить на бумаге.