Для начала
Естественно, для обработки снимков нужно сначала определить, к какому «классу» брака относится тот или иной кадр. Подавляющее большинство недостатков любительских фотографий можно разделить на пять групп: цветовые шумы, лишние предметы в кадре, неправильная настройка экспозиции, неверный выбор ракурса, недостаточная резкость. Весь фокус состоит в том, что ни один из недостатков не проявляется отдельно: как правило, они группируются, и приходится бороться сразу с несколькими, а то и со всеми вместе.
Прежде чем делать какие-то выводы, стоит очень внимательно, в 100-процентном, а то и большем, масштабе рассмотреть снимок. Не жалейте времени на этот немаловажный этап обработки: конечный результат на треть зависит от того, насколько правильный диагноз вы поставите своим кадрам.
Итак, решаем — какие снимки нуждаются в редактировании, делим их на группы в соответствии с отмеченными дефектами и приступаем к кропотливой работе.
Шумы
Как это ни печально, но большинство камер в нашей стране (и даже за ее пределами!) все еще выбираются по основному критерию: цене. А дешевые камеры могут испортить даже самый лучший сюжет — шумы матрицы (посторонние цветные точки на равномерном фоне) будут присутствовать в большинстве снимков вашей коллекции.
Кроме того, дополнительные «цифровые» шумы могут появляться от сжатия кадра в формате JPG. Это уже не промахи матрицы и процессора камеры, а всего лишь недостатки любого из алгоритмов сжатия «с потерями». Так уж они устроены, ведь для того что бы уменьшить место, занимаемое снимком приходится уплотнять информацию, объединяя рядом стоящие разноцветные точки в одноцветные области, для хранения которых требуется гораздо меньший объем дефицитной памяти. Чем выше степень сжатия, тем сильнее будет бросаться в глаза зернистость и ступенчатость линий, менее плавными станут цветовые переходы.
Но, так или иначе, снимки уже сделаны, и если где-то есть шумы, то переснять кадры не получится. Остается лишь усердно потрудиться в графическом редакторе. Самый мощный из них, да и, пожалуй, самый популярный в России — Photoshop. В нем мы и будем работать (версия 7.0 как наиболее распространенная).
Открыв файл, не стоит сразу же приступать к работе: осмотрите еще раз изображение, утвердитесь в своем решении. Не лишним будет сразу же сохранить файл как копию фотографии, чтобы иметь возможность вернуться к оригиналу и начать работу заново.
На этой фотографии в уменьшенном формате не видно никаких шумов. Тем не менее, при попытке напечатать большой снимок, тут же проявятся серые точки на небе и ободок вокруг птицы (первое — на совести матрицы, второе мы склонны списать на излишне сильное сжатие фотографии).
Итак, план действий для перехода от исходной картинки к конечной:
1. Выделяем небо, оставив за границами выделения птицу. Для этого можно пользоваться любым средством выделения из Палитры Инструментов Photoshop, однако в нашем случае удобнее всего перейти в режим «рисования маски» Quick Mask Mode. Дважды кликнув по его значку левой кнопкой мыши, выбираем Masked Areas (невыделенные области). Берем обычную кисть из палитры инструментов с размытыми краями и закрашиваем птицу, стараясь действовать аккуратно и не вылезать за ее контур. Делать это лучше в увеличенном масштабе. В режим Quick Mask располагается на панели инструментов Photoshop третьим с низу.
2. Перейдя в нормальный режим, выбираем в меню Filter – Blur – Gaussian Blur. В появившемся окошке выставляем нужный радиус, на тестовом снимке мы взяли четверку, при значении равном 1, шумы останутся на прежних местах, а при больших значениях (более 5), картинка станет расплывчатой. Нажимаем OK.
3. Снимаем выделение. Инструментом Smudge Tool (Палец) немного смазываем область неба, граничащую с птицей. Если поводить кистью от неба к птице, можно полностью избавиться от белого ободка вокруг нее.
4. Выбираем Blur Tool (Капля) и аккуратно, не сильно смешивая краски, проводим кистью по всей птице. Этим инструментом мы уберем оставшиеся шумы (мы хотим оставить изображение птицы четким, поэтому не стали обрабатывать всю картинку фильтром, в противном случае, если у вас нет четких элементов — людей, вывесок с надписями и т. п., можно обойтись без их выделения и свести все редактирование к исполнению пункта номер два).
Вот и все. Картинка готова и можно ее сохранять. Если требуется снова сохранить изображение в формате JPG, старайтесь выбирать максимальное или высокое качество (не ниже, чем было у оригинала), иначе картинка будет вновь испорчена при сжатии.
Несовершенство объекта съемки
У абсолютно всех цифровых камер есть врожденный недостаток — маленький ЖК-экран. И даже на камере с относительно крупным экраном, мелкие погрешности изображения будут заметны только при просмотре в режиме увеличения. Но ведь поглощенный творческим процессом съемки, человек может не обратить особого внимания на то, что снимаемый объект вышел совсем не таким аппетитным, как ожидалось. Это обнаружится только дома, и возможности переснять кадр может уже не представиться.
Снимая это яблоко, фотограф не заметил, что листья дерева изъедены тлей, а в самом яблоке червь проделал дырку. Конечно, такой кадр не понравится и самому владельцу яблони. Впрочем, яблоню по весне можно будет опрыснуть инсектицидом для профилактики. А что делать со съемкой, ждать следующего лета?
В палитре инструментов Photoshop есть уникальный инструмент: Clone Stamp Tool, словно специально придуманный для закрашивания погрешностей на яблоках, лицах людей и прочих сложных поверхностях. С его помощью можно «вживить» любой фрагмент снимка в другое место, причем граница этого фрагмента будет незаметна.
1.Итак, выбираем Clone Stamp.
2. Нажав клавишу Alt, выбираем образец для штампования, например, фрагмент кожуры яблока рядом с местом, выеденным червячком, для чего кликаем на него мышкой. Наводим кисть штампа на дефектное место и нажимаем левую клавишу мышки. Теперь даже опытный садовод не найдет место, где жил червяк.
3. Внимательно просматриваем каждый фрагмент снимка: практически все листья имеют дырочки. Их тоже закрашиваем штампом. Единственное условие: почаще берите новые пробы, образцы для закраски. Чем ближе к дырке будет копируемый фрагмент, тем естественнее будет картинка. Убрав все дырочки и пятна, сохраняемся в файл.
Кадрирование
Зачастую, делая снимки, мы смотрим не на весь кадр, а только на интересующий нас основной объект. Именно на таких фотографиях чаще всего появляются «лишние» объекты. На самом деле, они не обязательно лишние — стоило немного изменить ракурс и тот же самый дом или дерево, обрезанные камерой, могли бы стать незаменимым украшением снимка. А теперь лишь остается удалять «половинчатый» дом или четверть коряги на переднем плане.
Во второй части нашего материала мы рассмотрим такие приемы, как кадрирование, о котором только что шла речь, а также способы устранения избыточной освещенности, так называемой «засветки» кадра, также как и исправления излишне темных снимков. Вторая часть материала по обработке фотографий с помощью Photoshop 7.0 демонстрирует такие приемы, как кадрирование, способы устранения избыточной освещенности, так называемой «засветки» кадра, также способы исправления излишне темных снимков
Кадрирование
Зачастую, делая снимки, мы смотрим не на весь кадр, а только на интересующий нас основной объект. Именно на таких фотографиях чаще всего появляются «лишние» объекты. На самом деле, они не обязательно лишние — стоило немного изменить ракурс, и тот же самый дом или дерево, обрезанные камерой, могли бы стать незаменимым украшением снимка. А теперь остается лишь удалять «половинчатый» дом или четверть коряги на переднем плане.
Исходный снимок имеет два основных недостатка: обрезок дома справа и выбеленное неправильной установкой экспозиции небо. Впрочем, если очень сильно приглядеться, можно заметить, что верхушки деревьев на горизонте несколько смазаны. Исправим все эти недочеты.
1. Инструментом Crop Tool обрезаем правый край так, чтобы полностью убрать дом, но и не отрезать лишнего. Здесь же следует упомянуть, что нет смысла стремиться к воссозданию прямоугольной формы и пропорций снимка: вовсе не обязательно, чтобы все распечатки имели стандартный размер 10х15 см. К примеру, этот снимок можно не обрезать снизу ни на один пиксель, а некоторые сюжеты отменно выглядят в овальной рамке. Выделив мышью область, которую мы хотим оставить, кликом правой кнопки на ней мы принимаем изменения. Если была совершена ошибка, и необходимо вернуться на один шаг назад, проще всего быстро нажать Ctrl+Z; большее количество действий отменяется в средней части правой стандартной панели, обозначенной history.
2. Выделив верхнюю часть снимка, выбираем в меню Filter – Sharpen – Unsharp Mask. Этот фильтр позволяет немного подкорректировать резкость отдельных деталей снимка. Поэкспериментируйте с числами во всех трех строках и подберите наиболее подходящие. Для редактирования тестового снимка понадобились такие настройки (сверху вниз) — 80, 40, 30.
3. Для рисования неба создаем новый слой (это можно сделать зайдя в меню Layer и выбрав функцию New - Layer).
4. Так как у нас на снимке присутствует река, мы можем легко увидеть, каким было небо в тот день. Соответственно, если бы волны были однородно голубыми – значит, и небо нужно было бы закрашивать в однородный цвет.
В нашем случае в реке отражаются облака. Чтобы нарисовать облака, не снимая выделения, выбираем в меню Filter – Render – Clouds. Это самый простой и самый эффективный способ воссоздать облачное небо. Однако для большей реалистичности следует, выбрав в меню Edit – Free Transform, растянуть получившееся небо так, чтобы облака стали больше. В свойствах слоя выбираем тип смешивания Darken, убирая слой с небом на задний план. Объединяем все слои и сохраняем изображение.
Избыток света
Даже самые хорошие камеры иногда ошибаются при автоматическом выборе экспозиции. Может получиться так, что снимок окажется чересчур ярким и светлым. Качество исправления этого недочета будет напрямую зависеть от степени засвеченности кадра: чем больше было на снимке лишнего света, тем сложнее кадр исправить.
Наш снимок был засвечен не очень сильно, а значит, исправить его будет сравнительно легко.
1. Прежде всего, убираем лишний свет. Для этого в меню Images – Adjustments – Levels выставляем наиболее подходящие значения (например, 50 – 1 – 255 и 0 – 255). Конечно, на другом снимке это будут другие значения, однако никогда не следует забывать, что кадр должен оставаться естественным при любых настройках.
2. Изменив значения в уровнях, мы заметим, что небо сильно изменилось и нависло тяжелыми тучами над землей. Так как этого не было на самом деле (ведь отражение в реке гораздо более веселое), следует заменить небо.
3. Выделим небо инструментом Magic Wand Tool (Волшебная палочка) так, чтобы за пределами выделения остались только деревья. В меню выберем Layer – New – Layer via Cut.
4. Теперь создаем в новом слое голубое небо, как на предыдущем снимке. Единственное отличие будет заключаться в том, что перед объединением всех слоев, нужно будет немного затемнить небо (например, через меню: Images – Adjustments – Brightness/Contrast).
Объединяем слои и сохраняем файл. Жаль, что не удалось сохранить оригинальное небо с облаками, однако теперь мы сделали акцент именно на реке и деревьях. Кроме того, небо с красивыми облаками можно вставить и из другого снимка, использовав некоторые из описанных выше приемов.
Недостаток света
Казалось бы, зачем разделять два односортных недочета? Ведь недостаток света, как и его избыток, «лечится» опять же через «уровни» (меню Levels). Но если при избытке света мы затемняли кадр, и некоторые детали, например, небо, нужно было осветлять или заменять, то при недостатке света все будет гораздо сложнее. Во-первых, не каждый темный кадр можно автоматически осветлить — графическому редактору требуется хотя бы минимум информации о форме и цвете объектов на снимке. Во-вторых, светлые фрагменты такого снимка, а уж тем более засвеченные (например, фонари при вечерней уличной съемке), при изменении яркости снимка превратятся в полностью белые.
Здесь съемка производилась днем, но под прикрытием широкой кроны дерева. Именно поэтому на козлике видны большие блики, а все деревья и забор выглядят практически черными.
План действий:
1. Выбираем в меню Images – Adjustments – Brightness/Contrast и выставляем значения 40 и 10, соответственно. Впрочем, эти значения могут меняться в зависимости от степени освещенности кадра и от личных предпочтений.
2. Чтобы снимок не казался сероватым, подправим цвета: Images – Adjustments – Color Balance. Здесь можно насытить нужными цветами сероватый снимок, но, как и всегда можно перестараться. Единственным мерилом цвета в нашем случае может служить животное: при любых регулировках козлик должен оставаться белым, а не зеленым или голубым. (На фото были выбраны значения Midtones: 0, 10 и -10.) В вашем случае, наверняка, найдется другой объект, цвет которого точно известен (желательно что-то белое).
3. После осветления и выправления цветов, блики на козлике стали абсолютно белыми. Здесь может помочь только один инструмент: Clone Stamp Tool. Как и в случае с яблоком, просто берем пробы подходящих фрагментов с шерсти козлика и закрашиваем ими световые пятна. Следует учесть: после редактирования будет казаться, что съемка происходила при нормальном освещении, а не в тени дерева. Чтобы сохранить этот эффект, нужно было еще во время съемки позаботиться об ином ракурсе.
4. Чтобы кадр стал более реалистичным, можно сделать его чуть более контрастным (Images – Adjustments – Brightness/Contrast, значения 0 и 10). И изменить параметры в пункте меню Images – Adjustments – Hue/Saturation (10, 10, 0).
Картинка готова.
Третья часть материала будет посвящена таким проблемам, как исправление "красных глаз" и неправильная настройка баланса белого.